«ДЕЛЬ-ДЖЕЗУ»  
(сборник стихов о Слове и Мастерстве)


 
- Текстовое предисловие к сборнику
- Краткое оглавление
- СТИХИ "Дель-Джезу"
- Полное оглавление (появится позже)


ПРЕДИСЛОВИЕ


Из всех, представленных на сайте, «Дель-Джезу» -  сборник наиболее весомый по своей интеллектуальной глубине, психологической нагрузке и физическому объему. Поэтому я хотела бы сказать несколько слов, прежде чем вы окунётесь в этот целостный массив с головой.

Прежде всего, у меня не было амбиции создавать такой сборник. Стихи лились из меня, и в один момент их оказалось достаточно, чтобы собрать в книгу. Наверное, мною двигала острая потребность преодолеть личный  профессиональный вызов, а также высказать самое важное дорогим моему сердцу людям. 

«Дель-Джезу» -  это имя-клеймо скрипичного мастера Гварнери, о котором очень хорошо можно прочесть, например, здесь (братья Стругацкие, «Визит к Минотавру»).  Сборник «Дель-Джезу»  - основное для этого электронного проекта и вполне автономное поэтическое произведение. Здесь собраны стихи о Пути, Слове и Мастерстве – результат осмысления мною «окольными путями» того, с чем работаю профессионально. Мне понравилось писать такие стихи – ведь в них, как два каната, переплетаются между собой знание и то, что можно назвать душевной интуицией.. Нередко, такие стихи поддерживают и учат самого автора на многие годы вперед .. как если бы это были слова пифии, и их полный смысл стал ясен лишь после того, как «пророчество» полностью сбылось.

Стихов здесь много, поэтому я поместила их в четкую структуруПоследняя представляет собой отдельную ценность: Читая основную часть, Вы, мой читатель, как бы движетесь по культурной линии становления Мастера – от самого его рождения до глубокой профессиональной старости.. Эта линия незаметно «вшита» в структуру текста. Тем самым, она немножко программирует у читателя интуицию динамики профессионального развития, готовит к ближайшему «дорожному повороту» профессионального пути..

Я решила начать этот сборник с несвойственного ему (по его главной идее) раздела – «О сути поэзии.». Пока не знаю до конца – почему: для разминки? ..чтобы показать связь духа и слова, которым будет описана реальность мастерства?.. быть может, со временем это станет более ясно ... 

И последнее. Практически в начале сборника я поместила два объемных «фундаментальных» текста - «Дель-Джезу» и «Кленовый посох» (хотя большинство стихов – короткие). Они повторяются еще раз в середине, занимая место, свойственное им по логике повествования.  Это наиболее весомые, интеграционные стихи, и я понимаю, что они могут быть сложны для восприятия  большинством читателей. Если  Вы не готовы нырять глубоко, можно просто пропустить их или прочесть лишь мельком. 
да.. еще одно произведение – «Сон о трех молодцах» –  записанный «большой сон», который по самой динамике сборника должен был стоять в начале (поскольку речь в нём идет о зарождении социального призвания, предназначения читателя, как героя поэмы). Рассматривать этот вирш с литературной точки зрения не стоит.  

Спасибо, что Вы терпеливо прочли это введение. 
Если содержание стихов покажется вам слишком «юношеским», просто перейдите по тексту ниже.. Мне действительно очень важны Ваши отклики на то, что Вам покажется ценным в «Дель-Джезу»..

С любовью, Светлана



«ДЕЛЬ-ДЖЕЗУ»
(о слове, творчестве, мастерстве)



КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ «ДЕЛЬ-ДЖЕЗУ»

1.   Посвящение ( «Дель-Джезу», «Кленовый посох»)
2.   Вместо предисловия
3.   «В начале было слово ..»
4.   Самое начало
5.   Юность
6.   Мы – одно
7.   Свобода пера
8.   Когда не получается
9.   Озарение
10. О пустоте
11. Сильный старт
12. Кобра
13. Главный кризис
14. Еще не конец
15. Зрелый мастер
16. Белая пряжа



1.  ПОСВЯЩЕНИЕ:  «ДЕЛЬ-ДЖЕЗУ», «КЛЕНОВЫЙ ПОСОХ»


«Дель Джезу .. » (сага о Мастерстве)


Когда-то в зеркале воды (в смертельном холоде вселенной)
Увидел мастер вдохновлЕнный лекарство избежать беды. 
И скрыть за маскою седой, расплывшейся в мирской улыбке,
свои и боли, и ошибки (не занимаясь ерундой):

1
За чашей красного вина, согретою улыбкой друга,
Блестит и шпора, и подпруга, а речь - проворна и ясна: 
«Вас будут холить и любить, покуда вы творите Дело -
Не нужен мастер неумелый, не нужен тот, кто дышит мелом,
ест, спит чтоб что-то сотворить»
Так, жизнь моя средь суеты  уходит молча за кулисы..
А Вы похлопайте «актрисам», зачем по плоти слёзы лить!
Я - только бедный человек, творящий скрипки «под Гварнери»:
 «Весь век – всё в долг» .. Но ты поверишь,
что я и знатен, и велик, когда увидишь Скрипки лик..
И может быть, когда-нибудь, я поднимусь повыше крыши
своей каморки, и церквей, и этих барских сыновей …
Так вот, тогда и ты услышишь, как струны трогает Орфей,
И я вернусь из заточенья .. Века пройдут. Но в том ли суть!
Дух смертной плоти не вдохнуть. А пробы что? – лишь запах тленья ..»
2
И, с этой истиной святой, он пропадёт в графине  Света..
Его прикроет тенью лето: «Ах, я так занят, боже мой!»
И все печали, страх и боль он скроет за ручной работой:
Когда бы не было заботы - вся тьма времен, а сути  - грош! :
(Кто знает, сколько ты идешь, пока не вылижешь все гроты? .).
Так время прячет про запас и муки мастерства от нас...
И муки «просто человека» скрываются за тенью века..
.. И «жизнь опять глядит в анфас» .. И Мастер здесь.. 
Но тот, живой, теперь появится едва ли - Его не знали, не ласкали …
Нырни в работу с головой,  упрись в работу до неволи - 
Не вылечишь свои мозоли … Но душу может исцелить
деяния благая нить - не ложь, и не Его молчанье -
А только той струны звучанье, что не способна говорить.. 
3
.. Давай, творец, утрать сноровку!.. 
Но только эту рокировку скончаньем века не разбить .. 

Когда-нибудь придет герой, пропавший на века из леты,
И принесет свои приметы: «Нет, я не пал в стране иной.
И не валялся там, больной. И не стонал в тени ракиты…
Вот подтвержденье, карты биты, И результат передо мной…» 
(Кто знает, сколько ты идешь, пока не вылижешь все гроты? 
Лишь только отзвуки работы - на лбу и на ладонях вязь.. 
Да высох пот…  Лишь протрезвясь, мы видим суть своей природы ..»
… Нет, то лишь отзвук тишины его встречает в старом замке 
и прежней роскоши останки.. Цветы пронзает паутина,
И спит царевна сладким сном .. Стал сир и верен этот дом.. 
Как домотканая  картина …  и дольше века длится нить.. 
Но никогда не станет далью, то, что вы скрыли за вуалью..
И ракировку не разбить…

4
Когда-то в зеркале воды (в предсмертном холоде вселенной)
Когда-то в зеркале воды (в предсмертном холоде вселенной)
Услышал мастер вдохновлЕнный лекарство избежать беды:
Ему высокая страда, из жажды тесной, несвободной,
звучала скрипкою холодной:
 «Вас будут холить и любить, Покуда Вы творите Дело.
Не то, что масса захотела - Ваш Дух упорно хочет жить
И воплощаться в рамках тела. А умер дух – нет цели бить.
Прекрасен пьедестала сон. И Мастер не уснет под снегом,
но Человек зимы набегом легко быть может усыплен..
Идти сквозь ветер и пургу! Ползти последний километр!
Не застывая ни на метр, чтоб не заснуть в глухом снегу!»
Пусть звуки не соединить по слову снежной королевы -
Способны вас сберечь те девы, что вьют судьбы и жизни нить: 
За вьюгой бредят соловьи, зима поет: «.. засни спокойно..»
Но девы будят: «Жни достойно, И загляни в глаза мои!»
Вот, посмотри,  презрев на страх, и обойдя ледник зеленый,
Насколько дивно преломлённы все расстояния в горах -
То, что мы видим удаленным, от нас порой в пяти шагах ..  

Но ты, творец, проснувшись в стужу, теперь хватаешь карабин -
Лак, штихель… Прочь бредешь один - Теперь тебе помощник – Дело..
И мимо пролетают стрелы тех, кто настойчиво будил ..

Невыносимая печаль  вернее мастерства творенья.
Вы не растратили горенья? Там, за горами стынет даль. 


Кленовый посох

Кленовый посох выстрогать впотьмах,
Мне ангелы велели этой ночью.
Ах, если бы тебе, или воочью.. 
Но застывает слово на губах .. 
Мой милый друг, не слышу жалоб я,
Я вижу мастера в угрозах бытия,
страшащегося смерти, уязвимым,
уставшего от боли и беды,
безверия, неплаты за труды,
увы, но ныне ставшего незримым.. 
Мой Мир с тобой и словом, и рукой.
Но слезы льются золотой рекой.. 
Коль нет проток, где счастливо теченье.
Лишь золота повторное сеченье
Парит до смерти золотой строкой ...
Когда построен дом, и взрощен сад,
легко присесть к фонтану на скамейку,
и мирно днями слушать канарейку..
Но тут у нас совсем иной расклад.. 
.. Живи, дыши спокойною волной ..!
Но прежде - смой с себя мирскую копоть
(увязшему в страданиях по локоть,
без доброй бани нет тропы иной).
Един великий Путь - мирских подделок много.
Осталось время делать лишь для Бога.
И на себя с достоинством взглянуть.
Играй! Твой вечный храм - звезда в вершине лба,
Укажет вектор. Будь. Трудись со всей опорой -
не жди удачи призрачной и скорой
Но в этом творчестве люби теперь - Себя!
Ты - вечер. Мерно собирай росу 
в один сосуд - удаче в пору, 
когда дары ей медленно, не скоро,
но искренне и преданно несут.
.. Но слезы льются золотой рекой.. 
Коль нет проток, где счастливо теченье.
Лишь золота повторное сеченье
Парит до смерти золотой строкой ...


2.   ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ


И жизнь глядит в анфас

 "Жизнь глядит в анфас" (Татьяна Осинцева)

Что на тропе, где каждый волку волк
заставит грызть себя, лишь отдавая долг?
Что нас заставит обернуться,
Когда уже и долг не важен никому,
хоть я один его не подниму,
И не заставлю мертвого очнуться?
Что вновь заставит звезды восходить,
Когда остыли и завяли розы?
Но я лишь задаю вопросы
И вниз дождем сверзаюсь, продолжая пить..
И зеркало воды, что продолжает нас,
Дарует жажду мне. И жизнь глядит анфас.

 

3.   «В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО..»

  

Рыба-Сон

(это стих, в целом,  о развитии ребенка, впитывающего Культуру 
вместе со словами и улыбкой кормящей его молоком мамы)

Колыбель человечества -
Огромная Рыба-Сон
И младенцу снится,
Как хорошо было бы
Эту Рыбу обнять.
Но она улыбается,
И открывает
свой огромный рот

И вот,
Год за годом растет..
 

 Амброзию в устах не удержать

Когда свивается в одном мгновенье Слово 
с дыханием - не надобно иного,
Как только им, как воздухом дышать.
Ни стрелами и не пыльцой цветочной
Лишь только жизнью - медленной и точной.
А главному не стать водой проточной -
Амброзию в устах не удержать .. 


Первое слово дороже второго

Первое слово дороже второго.
если немного - особенно дорого.
сырник - из творога, ядра - из пороха.
слово рождает - не предупреждает. 

Суть поэзии 

поэзия - искусство говорить,
при этом проронив лишь Слово,
себя ничтожной ветошью прикрыть,
не позже, чем укрыть другого.
И всё ж .. рука упорно вяжет нить,
и веку тяжко от улова ..

Лапша 

"Слезы и лапша... так случилось.." (Игорь Смирнов)

стихи случаются друг с другом,
в столбик складываются штабелями
прикидываются дуршлагами
повисают лапшою,
плетутся за плугом
с испугом, 
на дрожащих коленях..
вот такими вот, покосившимися, шагами ..
переспелые от небесной лени,
они преодолевают ступени,
прокручивают зерна,
мелют иллюзии,
превращая аллюзии
в водку высшего сорта
пусть не принимает аорта
- примет скелет
раз в сотню лет
и однажды осмелится - смелется 
в смелый, протяжный свет.. 

(Selentium)

Всем, кто запутался в сети 
Из звезд, к которым нет возврата!
Я - Солнце, принимаю вас обратно
И не позволю навсегда уйти!
Я оплавляюсь в уголь и в алмаз -
И повторяю Слово сотни раз.
Я пламенею в Данте, как и в вас!
Моим дыханием на целый Мир прошито
Златое кружево - великая защита!

 

4. САМОЕ НАЧАЛО


Чаша

Прикасаюсь к тебе, Чаша судеб.
Сжимаюсь. Дышать не могу.
Волненье. Первый глоток - это сдержанный поцелуй.
Второй - обжигает губы.
А дальше уже как воздух,
которым нельзя напиться...
....
Мой дар (я читаю в лицах) ..
....
Взглядом младенца, пьющего матери молоко ,
завороженная, вечность за вечностью.. 
блаженство за блаженством.. постепенно.. 
я начинаю различать в Чаше -
в её плеске - его гипнотическом танце - 
Отраженье своего Лица .. 

вечность за вечностью.. блаженство за блаженством.. постепенно.. 
его запоминаю.. 
Теперь .. Мне пора родиться.. 
....
Больше я своего лица никогда не увижу..
К каленой Чаше пару раз прикоснусь губами, но не отхлебну.
Но вот оно! Послевкусье всегда
буду ощущать настолько явственно,
что буду им постоянно пьяной,
А когда протрезвевать буду - 
Буду каяться, расплескивая волосами
из этой Чаши на пол вино..


Большой сон о трёх молодцах


Мне снился полуденный сон
В состязание вышли на кручу
Трое лихих молодцов -
Один ликом свиреп и надменен,
Весел другой и румян
Третий – рус и как пепел.
Задание было для них -
на высокую кручу
по лествице тонкой взойти. 
Далее ждал их корабль
одноместный
С кормчим немым, умудренным.
Корабль тот
На берег недальний
По мелкому морю
Мог бы доставить борца
До невидимой двери.
Вот, для подъема,
Невидимой силой
Каждому было дано
Отягощение..
Первый вел колесницу,
Следом идущий гнедого коня под узцы
Третьему раненный
Дан был - нести на закорках -
И он шел последним.
Видела я как проворно
Первый вперед далеко
Ускакал, на корабль обрушив
разом свою колесницу,
при том чертыхнувшись немало и громко.
(С ним кормчий отчалил).
Второй молодец
до середины пространства поднявшись
Что-то замыслил -
Оставив коня, он дальше спокойно пошел,
Конь же, в хозяйской задумке,
Должен был спутника третьего
С лестницы при приближении свергнуть
ударив копытом..
И я была третьим во сне,
Видя, как раненный мой
На закорках висит тяжким грузом…
… И вот мы трое у двери в воде ..
Снова я - третий, стою у колонны, и вижу
Как первый заходит в желанную дверь 
и привратник за ним затворяет.
И на последок, прежде чем вечный второй
Свое совершит – с ним говорю я,
Во сне обнимаю, целую его, 
речь с ним, как с братом веду, 
заглянув и в глаза -
В них читаю ответы
На ключевые для братского сердца вопросы.
»Брат ли ты мне?» - только легкий сквозняк, дуновенье
вижу в ответе.
»В чем же стремленье твое? Что горит в твоем сердце?
Любовь!
Видя его человечность,
Его посылаю 
к дивной сестренке своей
что в Колхиде.. «Она тебе рада
будет теперь непременно!»..
…..
… Люди вокруг собрались,
И почетные старцы седые
Молвит один: «Что, остался ни с чем,
молодец?»
Только я понимаю, нет в суете той
Ни капли соблазна..
Но чу! .. Открывается дверь,
Что ведет из пространств испытаний..
Медленно, словно в хорошем кино,
Из-за двери теперь появляется Первый -
В новой одежде – она и сера, и черна -
На груди вижу я Скоробея -
Символа жизни бессмертной …
лица же не вижу..
Замерли люди, кто видит чуть больше, чем я
В появлении этом .. и вздох
оглашает просторную залу…
Вместо седой головы у вошедшего 
вижу .. посох березовый ..
чем-то украшен тот посох,
ближнестоящие старцы
посох ногтем ковыряют,
видно – сплошная труха
рассыпается посох, под легким касаньем..
в пыль обращая манкое чудо за дверью..
И я просыпаюсь ..

 

5.   ЮНОСТЬ


Нам пора в реальность!

Я избрал тебя из многих,
Я тебя поцеловал !
Что ты ищешь на пороге?
Что нам этот карнавал?
Ты танцуешь в этой зале
Танец пуха и пера ..
Нам с тобой домой пора -
В ту, насущную реальность,
Как бы не была остра .. 

Беличья кисть

(чувственность и мастерство) 

Давить клопов и тараканов
Из белки кистью! Вот величье!
Вот - масло золотой оливы,
Что в жилы к нам перетекает,
определяя похоть духа!
А это полотно - лишь шлюха -
уже в ногах, и не у дел -
.. я в море, кроток и не смел -
определяю звезд колючесть...
.. Я верю в Вас. И верю в случай.
Я верю в графику и мел.



6.   МЫ - ОДНО
 


Пряник и сверчок  

Глупый маленький пряник
Закатился за печку и клянчит
Имбирчику у сверчка:
"Я потеряааался!
Порезался о лучииинку.."
- "Знаешь причинку -
Катись в починку!
Стрункой звучать -
не муку клянчАть.."

  Много стрел эльфийских..

Много стрел эльфийских
В Лотлориена лесу
Ну а эльфов!

 

Мы – Одно 

Мы - Одно.. 
И то, что происходит между нами,
Само случается - и учит нас звучать.
И заучить такое невозможно -
Я слышу нас, и как цветок, подкожно,
рождается иная благодать..
и некто свыше крылья ей дает -
а мы - лишь тесто вместе, липкий мёд..

Ливень

Вчера под дождь попала с другом:
Жуткий ливень!
Как мыши вымокли мы оба. 
Так, в печали,
В лесу, в дали от дома, под пакетом
Мы разговор душевный завели..
Нас дождь как следует пролил.
Как подросли мы оба!

(июнь 2012)

 (А.С.)

Мне трижды снился ночью давний друг.
Он под дождем бежал за мною следом.
Смеялся, гарантировал победы,
И ускользал, как та гроза, из рук.
Я думаю, быть может позвонить,
Обрадовать весеннюю грозою
Того, что был мне некогда лозою
И вдохновенья плёл искусно нить..?
 

 

Высока сосна …

Высока сосна, 
что в поле одна растет,
а молния выше! 


 

Яблоко  (короткий вариант)

Всю ночь я ждала:
Ну когда же! .. Когда же 
упадет очередное Яблоко?
Предвкушала, как Оно 
с грохотом стукнется о Землю..
Брызнет соком! .. или только шевельнется в траве..
А оно всё не падало и не падало..
И вдруг - Упало!
.. А одного оказалось мало... )))
...

 

7.   СВОБОДА ПЕРА

  

Непредсказуемость творческого процесса

Стихи, как фотографии и сны -

Бывают и цветны, и чернобелы ..
В одних акценты, где в других - пробелы
(там, где мотивы вовсе неясны) -
Они лежат и просто молча ждут весны.
Сажусь за белый стол писать одно,
Но вывожу лишь звуки на рояле ..
И то, что в черном мраморе ваяли
Ложится словно снег на полотно ..

  

О стихийности отклика
(Ю.С.)
 

Написала - так что струи из глаз -
И-и-и .. бултых! пенятся, как шампанское!
Тот, кто пока не пьян,
просит на бис еще их,
а кто пьян пляшет танец 
рогов и копыт - 
потому как не спит.
художник сидит - не сердит и не сыт:
"И что набросаллл..?..
в этот зал, в этот грот?
что из того прорастет?
вот - что не всплывет,
то и в уши, и в рот ..
молчит водопад - значит ревёт..

  

Шлифовать туман

Туман шлифовать - 
не пейзажный агат:
Туман и на свет,
И на воду богат.
На каменных гранях
Бликует софит.
В тумане - лишь капля
бликует.. свет - спит..
Но если туман
Отшлифуешь лучом -
Что станет с пейзажем?
(туман не причём)
 

(* - если вы знаете ответ на эту «загадку, пожалуйста, напишите мне) 

 

поток ситуативного вдохновения стихает ..

Я ныряю под мостом, как под собственным хвостом.
Кончен сон, окончен бал. Я себя во всём назвал.
Дальше каруселица не мычит, не телится.
Лишь одна безделица на двоих не делится:
Кит - большая рыба. Ангелам спасибо!

 

 
8.   КОГДА НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ
 
 
Эхо

Нет, эхо от моей "струны" сегодня не звучит -
Лес не услышал тишины, и "просто быть" учил.
На праздник дух украл стрелу краплёную мою
И очень долго хохотал: "тебя не узнаЮ!"

....
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ .. 

Форма входа